Контрольно-оценочная деятельность

7 мая 2024 г., 11:47   487
Россия, Чита

Контрольно-оценочная деятельность в обучении предмета «Изобразительное искусство» при реализации ФГОС.

(1 слайд)

ФГОС второго поколения предусмотрено введение нового содержания контроля и оценки знаний обучающихся, соответствующих новым целям и программам обучения, а также использование новых форм и технологий оценки. Система оценки, предлагаемая в новых стандартах, включает в себя описание планируемых результатов образования, перечень показателей достижения планируемых результатов и инструментарий для оценки их достижения.

(2 слайд)

Согласно концепции ФГОС образовательный результат представляет собой единство личностных, метапредметных, предметных результатов:

- предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности);

- метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе предмета, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях);

- личностные результаты (система ценностных отношений, интересов, мотивации обучающихся).

(3 слайд)

Далее нам нужно всю познавательную и созидательную деятельность школьника на уроке оценивать по 4 критериям:

·        Готовность к сотрудничеству с учителем. Имеется в виду наличие необходимых художественных материалов, разноуровневый объем выполненного домашнего задания, поисково-исследовательская работа.

·        Отношение, интересы, способности детей (в том числе к самоанализу), проявляющиеся в художественном творчестве. Отражает степень увлеченности, вдохновения и стремления школьником выразить свое отношение к воспринимаемому и изображаемому явлению.

(4 слайд)

·        Мастерство (способы творческих действий) с учетом качества детской продукции. Этот критерий призван определить уровень владения школьником художественными способностями, относящимися к изобразительной грамоте, через подачу формы, состоящей из линии, поверхности, и необходимыми навыками использования образных средств изображения и выражения в передаче данной формы. Составляющими являются:

o   Передача чувства формы и фактуры

o   Особенности в создании единства строя изображения, гармонии колорита

o   Уровень соответствия детской работы художественным элементарным требованиям: композиционное решение замысла – выделение главного в композиции

o   Сложности применяемых техник и приемов

o   Оригинальность, непосредственность, индивидуальность характера отражения своего отношения к данной теме

·        Общественно-полезная значимость результатов, как для развития школьника, так и окружающих. Включает в себя:

o   Соответствие детской работы теме, определенной идее, анализ приобретенных художественно-творческих достижений в познавательной и созидательной деятельности (оценивается учениками)

o   Сопоставление самооценки учащегося с оценкой учителя (оценивается учителем)

Контрольно-оценочная деятельность на уроках изобразительного искусства может выстраиваться по трем направлениям:

§  Фиксация и анализ оценочных суждений детей при обсуждении рисунков;

§  Фиксация и анализ характера детских действий при коллективном решении учебных задач;

§  Анализ результатов занятий по показателям уровней творческой активности и уровней освоенности общих способов, вводимых на данном занятии

Итоговая оценка строится из достижений предметных результатов в совокупности с метапредметными, необходимыми для дальнейшего образования обучающихся.

В целях совершенствования общего культурного образования в основной школе и создания единой независимой системы оценки качества подготовки по изобразительному искусству предлагается увеличение количества заданий, направленных на проверку умений систематизировать конкретные факты, устанавливать причинно-следственные, структурные и иные связи, анализировать культурные явления, использовать источники информации (иллюстративный материал, ресурсы сети Интернет), для решения познавательных задач, формулировать и аргументировать собственную позицию с привлечением исторических знаний.

(5 слайд)

При определении критериев оценивания художественно-творческих достижений учащихся необходимо учитывать, что нужна такая система оценивания, которая позволила бы:

Ø Отслеживать путь развития ребенка на протяжении всей его учебной деятельности (познавательной, созидательной).

Ø Оценивать мотивационную деятельность.

Ø Предоставить картину роста личностных достижений для родителей ученика.

Ø Более эффективно участвовать в накопительной системе («портфолио»).

(6 слайд)

Сами занятия могут иметь следующую структуру:

1.     Обсуждение рисунков – оценка совместно учениками и учителем результата предыдущих уроков

2.     Учебная работа – освоение разных способов художественной деятельности при совместном решении учебных задач

3.     Самостоятельность детей – творческая реализация детьми опробованных способов в рисунках по индивидуальным замыслам.

(7 слайд)

ФГОС ООО содержит четкие требования к системе оценки достижения планируемых результатов.

1.     Оценивание должно быть постоянным процессом. В зависимости от этапа обучения используются дидактические (стартовое, позволяющее определить уровень готовности первоклассников к обучению в школе и уровень остаточных знаний учащихся за предыдущий год обучения; текущее - контроль за усвоением знаний, умений и навыков учащихся правильного, полного и последовательного выполнения учебных операций и развитием учащихся.) и срезовое (тематическое, промежуточное, итоговое) оценивание.

2.     Оценивание может быть только критериальным, т.е. необходимо определение степени индивидуального приближения ученика к ожидаемым результатам образования.

3.     Оценивание с помощью отметки только по результатам деятельности ученика, но не его личные качества.

4.     Критерии оценивания и выставления отметки известны педагогам и учащимся

5.     Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались к контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

На уроках изобразительного искусства необходимо реализовывать разнообразные виды деятельности обучающихся как основы формирования универсальных учебных действий по предмету. Суть контроля по предмету - диагностика успешности достижения обучающимися предметных и метапредметных результатов. Контрольно-оценочная деятельность по изобразительному искусству может быть различна: устный и письменный опрос, выполнение тестовых заданий, проведение викторин, написание творческих работ и тематических рефератов, создание презентаций, подготовка и участие в реализации творческих, групповых, коллективных и индивидуальных проектах, защита исследовательских работ по предмету, участие в выставках и конкурсах рисунков, олимпиадах по предмету, НПК (научно-практическая конференция).

Итоговое оценивание происходит в конце определенного этапа обучения (раздел, четверть, полугодие, год) и может проводиться в форме накопительной оценки, получаемой как обобщенный результат выставленных ранее отметок, а также в ходе целенаправленного сбора данных (в том числе с помощью итоговых тестов) или практической демонстрации применения полученных знаний и освоенных способов деятельности. Возможна также любая комбинация этих форм.

Приведем примеры заданий:

(8 слайд)

Базовый уровень. Карточка с заданием: «Соотнеси композиции с формой здания». Данное задание помогает обучающимся расширить знания по композиции на примере реально существующих архитектурных объектов.   

          Повышенный уровень. (9 слайд)

( 10 слайд) Высокий уровень. Задания, требующие решения творческих задач. К сожалению, не каждый обучающийся может выполнить данное задание. Его выполняют по желанию.

Одним из примеров может служить следующее задание: «Выполни рисунок».

Инструкция: композицию, составленную из точек, линей и геометрических фигур, преврати в образную композицию, сохраняя данные композиционные соотношения фигур.

Пример:

Оценивание удобно проводить методом «сложения», при котором фиксируется достижение опорного (базового) уровня требований и его превышение (при этом  превышение опорного уровня дает дополнительные баллы). Решение высокого уровня заданий  оценивается дополнительной отметкой.

При этом важным, на мой взгляд, является признание права обучающегося на ошибку и возможность ее исправления.

Таким образом, предложенная выше контрольно-оценочная деятельность позволяет целенаправленно реализовывать основные требования ФГОС ООО на уроках изобразительного искусства.

(11 слайд)

Заключение.

Контрольно-оценочная деятельность на уроках изобразительного искусства должна разворачиваться в трех аспектах:

§  Внешняя оценка творчества и инициативы ученика через осознание собственного авторства и его социальное признание;

§  Оценка учителем результатов проведенного занятия как средство контроля над воздействием обучения на развитие детей;

§  Формирование действий самоконтроля и самооценки у учащихся с целью сделать контроль и оценку средством активности и инициативы самого ученика как субъекта учебной деятельности;

(12 слайд)

Средствами письменной фиксации результатов контрольно-оценочной деятельности на уроках могут быть:

§  Доска творческих достижений, выставки детских работ, детские литературно-эстетические журналы, фотогазеты, самостоятельные видеофильмы с детскими музыкальными концертами и т.п

§  Оценочные листы учителя, которые отражают динамику, с одной стороны, творческой активности учащихся, с другой, уровень освоенности того или иного способа учебно-художественной или учебно-музыкальной деятельности;

§  Позиционно-рефлексивные сочинения учащихся, отзывы учащихся, взрослых (педагогов, родителей) на творческие детские работы.

Список используемой литературы

1.     Барская Н.. Сюжеты и образы древнерусской живописи – М.,1993.

2.     Василенко В. Народное искусство: Избранные труды о народном творчестве. Х-ХХв.в. -М.,1974.

3.     Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. Образовательная система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. М.: Рассказов, 2002.

4.     Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства – М.,1991

5.     Острой О., Саксонова И. Изобразительное и прикладное искусство. Библиографическое пособие. – М.,1986

6.     Свиридова О.В. Изобразительное искусство. 5-8 классы: проверочные и контрольные тесты. – Волгоград, 2008.

7.     Сокольникова Н. Изобразительное искусство. Учебник. 5-8 кл. – Обнинск, 1996.

Комментарии отсутствуют.
Напишите первый комментарий
Пожалуйста, пройдите регистрацию или войдите на сайт, чтобы оставить комментарий

Другие блоги

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ