Контрольно-оценочная деятельность
Контрольно-оценочная деятельность в обучении предмета «Изобразительное искусство» при реализации ФГОС.
(1 слайд)
ФГОС второго поколения предусмотрено введение нового содержания контроля и оценки знаний обучающихся, соответствующих новым целям и программам обучения, а также использование новых форм и технологий оценки. Система оценки, предлагаемая в новых стандартах, включает в себя описание планируемых результатов образования, перечень показателей достижения планируемых результатов и инструментарий для оценки их достижения.
(2 слайд)
Согласно концепции ФГОС образовательный результат представляет собой единство личностных, метапредметных, предметных результатов:
- предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности);
- метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе предмета, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях);
- личностные результаты (система ценностных отношений, интересов, мотивации обучающихся).
(3 слайд)
Далее нам нужно всю познавательную и созидательную деятельность школьника на уроке оценивать по 4 критериям:
· Готовность к сотрудничеству с учителем. Имеется в виду наличие необходимых художественных материалов, разноуровневый объем выполненного домашнего задания, поисково-исследовательская работа.
· Отношение, интересы, способности детей (в том числе к самоанализу), проявляющиеся в художественном творчестве. Отражает степень увлеченности, вдохновения и стремления школьником выразить свое отношение к воспринимаемому и изображаемому явлению.
(4 слайд)
· Мастерство (способы творческих действий) с учетом качества детской продукции. Этот критерий призван определить уровень владения школьником художественными способностями, относящимися к изобразительной грамоте, через подачу формы, состоящей из линии, поверхности, и необходимыми навыками использования образных средств изображения и выражения в передаче данной формы. Составляющими являются:
o Передача чувства формы и фактуры
o Особенности в создании единства строя изображения, гармонии колорита
o Уровень соответствия детской работы художественным элементарным требованиям: композиционное решение замысла – выделение главного в композиции
o Сложности применяемых техник и приемов
o Оригинальность, непосредственность, индивидуальность характера отражения своего отношения к данной теме
· Общественно-полезная значимость результатов, как для развития школьника, так и окружающих. Включает в себя:
o Соответствие детской работы теме, определенной идее, анализ приобретенных художественно-творческих достижений в познавательной и созидательной деятельности (оценивается учениками)
o Сопоставление самооценки учащегося с оценкой учителя (оценивается учителем)
Контрольно-оценочная деятельность на уроках изобразительного искусства может выстраиваться по трем направлениям:
§ Фиксация и анализ оценочных суждений детей при обсуждении рисунков;
§ Фиксация и анализ характера детских действий при коллективном решении учебных задач;
§ Анализ результатов занятий по показателям уровней творческой активности и уровней освоенности общих способов, вводимых на данном занятии
Итоговая оценка строится из достижений предметных результатов в совокупности с метапредметными, необходимыми для дальнейшего образования обучающихся.
В целях совершенствования общего культурного образования в основной школе и создания единой независимой системы оценки качества подготовки по изобразительному искусству предлагается увеличение количества заданий, направленных на проверку умений систематизировать конкретные факты, устанавливать причинно-следственные, структурные и иные связи, анализировать культурные явления, использовать источники информации (иллюстративный материал, ресурсы сети Интернет), для решения познавательных задач, формулировать и аргументировать собственную позицию с привлечением исторических знаний.
(5 слайд)
При определении критериев оценивания художественно-творческих достижений учащихся необходимо учитывать, что нужна такая система оценивания, которая позволила бы:
Ø Отслеживать путь развития ребенка на протяжении всей его учебной деятельности (познавательной, созидательной).
Ø Оценивать мотивационную деятельность.
Ø Предоставить картину роста личностных достижений для родителей ученика.
Ø Более эффективно участвовать в накопительной системе («портфолио»).
(6 слайд)
Сами занятия могут иметь следующую структуру:
1. Обсуждение рисунков – оценка совместно учениками и учителем результата предыдущих уроков
2. Учебная работа – освоение разных способов художественной деятельности при совместном решении учебных задач
3. Самостоятельность детей – творческая реализация детьми опробованных способов в рисунках по индивидуальным замыслам.
(7 слайд)
ФГОС ООО содержит четкие требования к системе оценки достижения планируемых результатов.
1. Оценивание должно быть постоянным процессом. В зависимости от этапа обучения используются дидактические (стартовое, позволяющее определить уровень готовности первоклассников к обучению в школе и уровень остаточных знаний учащихся за предыдущий год обучения; текущее - контроль за усвоением знаний, умений и навыков учащихся правильного, полного и последовательного выполнения учебных операций и развитием учащихся.) и срезовое (тематическое, промежуточное, итоговое) оценивание.
2. Оценивание может быть только критериальным, т.е. необходимо определение степени индивидуального приближения ученика к ожидаемым результатам образования.
3. Оценивание с помощью отметки только по результатам деятельности ученика, но не его личные качества.
4. Критерии оценивания и выставления отметки известны педагогам и учащимся
5. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались к контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.
На уроках изобразительного искусства необходимо реализовывать разнообразные виды деятельности обучающихся как основы формирования универсальных учебных действий по предмету. Суть контроля по предмету - диагностика успешности достижения обучающимися предметных и метапредметных результатов. Контрольно-оценочная деятельность по изобразительному искусству может быть различна: устный и письменный опрос, выполнение тестовых заданий, проведение викторин, написание творческих работ и тематических рефератов, создание презентаций, подготовка и участие в реализации творческих, групповых, коллективных и индивидуальных проектах, защита исследовательских работ по предмету, участие в выставках и конкурсах рисунков, олимпиадах по предмету, НПК (научно-практическая конференция).
Итоговое оценивание происходит в конце определенного этапа обучения (раздел, четверть, полугодие, год) и может проводиться в форме накопительной оценки, получаемой как обобщенный результат выставленных ранее отметок, а также в ходе целенаправленного сбора данных (в том числе с помощью итоговых тестов) или практической демонстрации применения полученных знаний и освоенных способов деятельности. Возможна также любая комбинация этих форм.
Приведем примеры заданий:
(8 слайд)
Базовый уровень. Карточка с заданием: «Соотнеси композиции с формой здания». Данное задание помогает обучающимся расширить знания по композиции на примере реально существующих архитектурных объектов.
Повышенный уровень. (9 слайд)
( 10 слайд) Высокий уровень. Задания, требующие решения творческих задач. К сожалению, не каждый обучающийся может выполнить данное задание. Его выполняют по желанию.
Одним из примеров может служить следующее задание: «Выполни рисунок».
Инструкция: композицию, составленную из точек, линей и геометрических фигур, преврати в образную композицию, сохраняя данные композиционные соотношения фигур.
Пример:
Оценивание удобно проводить методом «сложения», при котором фиксируется достижение опорного (базового) уровня требований и его превышение (при этом превышение опорного уровня дает дополнительные баллы). Решение высокого уровня заданий оценивается дополнительной отметкой.
При этом важным, на мой взгляд, является признание права обучающегося на ошибку и возможность ее исправления.
Таким образом, предложенная выше контрольно-оценочная деятельность позволяет целенаправленно реализовывать основные требования ФГОС ООО на уроках изобразительного искусства.
(11 слайд)
Заключение.
Контрольно-оценочная деятельность на уроках изобразительного искусства должна разворачиваться в трех аспектах:
§ Внешняя оценка творчества и инициативы ученика через осознание собственного авторства и его социальное признание;
§ Оценка учителем результатов проведенного занятия как средство контроля над воздействием обучения на развитие детей;
§ Формирование действий самоконтроля и самооценки у учащихся с целью сделать контроль и оценку средством активности и инициативы самого ученика как субъекта учебной деятельности;
(12 слайд)
Средствами письменной фиксации результатов контрольно-оценочной деятельности на уроках могут быть:
§ Доска творческих достижений, выставки детских работ, детские литературно-эстетические журналы, фотогазеты, самостоятельные видеофильмы с детскими музыкальными концертами и т.п
§ Оценочные листы учителя, которые отражают динамику, с одной стороны, творческой активности учащихся, с другой, уровень освоенности того или иного способа учебно-художественной или учебно-музыкальной деятельности;
§ Позиционно-рефлексивные сочинения учащихся, отзывы учащихся, взрослых (педагогов, родителей) на творческие детские работы.
Список используемой литературы
1. Барская Н.. Сюжеты и образы древнерусской живописи – М.,1993.
2. Василенко В. Народное искусство: Избранные труды о народном творчестве. Х-ХХв.в. -М.,1974.
3. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. Образовательная система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. М.: Рассказов, 2002.
4. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства – М.,1991
5. Острой О., Саксонова И. Изобразительное и прикладное искусство. Библиографическое пособие. – М.,1986
6. Свиридова О.В. Изобразительное искусство. 5-8 классы: проверочные и контрольные тесты. – Волгоград, 2008.
7. Сокольникова Н. Изобразительное искусство. Учебник. 5-8 кл. – Обнинск, 1996.
Другие блоги
- "Главный праздник Рождество"
- 10 фактов о космосе
- «В наш скоростной 21 Век на детей с экрана обрушивается масса информации»
- «Каким должен быть современный актер в фильме?»
- «Многообразие жанров кино»
- А смотрят ли сейчас подростки сериалы и какие?
- Безопасность детей в Интернете
- В Институте Пушкина создали мультимедийный словарь «Россия»
- Время не властно над чувством юмора
- Всероссийская акция проекта «Мечтай со мной».
- Дежурство по городу Москве на фестивале "Путешествие в Рождество"
- День волшебных сказок на ночь
- День памяти поэта А.С. Пушкина
- День рождения детского телевидения в России
- Детектив-популярный жанр в литературе и кино
- Детское и юношеское кино.
- Дискуссия "Какое в школе будет кино - нам не все равно".
- И снова о кино в год педагога и наставника
- Интерактивные уроки
- Информационная грамотность детей и подростков в сети Интернет
- История возникновения, внедрения и развития инновационного масштабного кинопроекта «ВДКВР» для воспитания творческой личности современного подростка
- Кинопраздник «Международный день кино «
- Лирика
- Лютый мороз фестивалю не помеха
- Мастер класс
- Многолетний проект "Реализация мультимедийных технологий в "ТЕЛЕ-КИНО"
- На календаре официальный праздник - День детского кино!
- Народные приметы о грибах
- Организация и способы работы в «Детской телестудии +»
- Правила общения в родительском чате
- Проект "Закон о детском телевидении"
- Проект "Отзыв о фильме "Выбор Валентина"
- Проект "Работа членов детского жюри на Международном кинофестивале "Сказка"
- Проект "Ребенок и голубой экран"
- Проект медийного киноклуба "В гостях в стране Фантазии"
- Профессии в кинопроизводстве
- Профильные технологии в художественном образовании
- Роуд - муви - дорожное кино
- Телевидение в досуге детей и подростков
- Трейлеры: история их появления
- Фильмография и аннотация авторских фильмов в киностудии «ТЕЛЕ-КИНО»
- Финал проекта Международного фестиваля-конкурса «Морозко»
- Форум школьных СМИ России
- ЯУФ- контейнер киношный
Напишите первый комментарий