Дискуссия "Какое в школе будет кино - нам не все равно".

25 декабря 2023 г., 03:49   81

Спиридонова Тамара Ивановна

педагог высшей квалификации  

ДТО "Теле-Кино",

г.Москва

Дискуссия "Какое в школе будет кино - нам не все равно".

В  настоящее время очень многое зависит от Министерства Просвещения  РФ, и  также от самих школ ведь им придется решать  то, что увидят школьники и педагоги.

Инициатива Министерства культуры и Министерства Просвещения РФ ввести в школе факультативный курс по истории кино и предложение 100 фильмов для просмотра и обсуждения вызвали дискуссию в педагогическом сообществе и сообществе деятелей культуры, таких известных и уважаемых как:

Ольга Любимова, министр культуры РФ: Я очень люблю кино и сейчас стараюсь не пропускать в силу работы и в силу личного интереса киноновинки. На самом деле кинофакультативы  пользуются у учеников большой популярностью.. Наш список 100 фильмов не список лучших фильмов, а это срез кино как важнейшей части современной культуры. Нам  хочется, чтобы школьник получил представление о том, как киноискусство жило и развивалось. Кинофакультатив не курс и начинать его надо с юного возраста, а завершать в старшем школьном возрасте. Какие фильмы будут предназначены,  решит Министерство образования и науки РФ. Просмотр - вещь эмоциональная, есть возможность обсудить увиденное и получить объяснение этому кино. Идеи собирали в Интернете на сайтах популярных электронных ресурсов, всем желающим было предложено назвать три фильма для показа детям в школе.

Эксперты представили несколько организаций, занимающихся киноискусством. Это ВГИК, Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения, Российский институт культурологии, Институт истории искусств, Госфильмофонд России, Союз кинематографистов России. По итогам отбора, вышел проект 100 фильмов, этот список окончательный по версии экспертов, которые приняли такое решение, и к 40 тысячам человек, которые проголосовали за эти фильмы на сайтах  40 тысяч голосов сформировали настоящий народный список.                                             

Даниил Дондурей, главный редактор журнала «Искусство кино»: Существует много видов воспитания: нравственное, мировоззренческое, художественное, патриотическое. На российском ТВ нет современного кино, оно разрешено после 12 ночи, с российского ТВ давно изгнано советское кино. Оно только по праздникам, то самое кино, которым мы гордимся от имени Правительства РФ. Мы чемпионы мира по телесериалам, люди думают, что кино и телепродукция одно и то же. В списке 100 фильмов для школьников нет фильмов тех режиссеров, которые серьезно говорят о времени. Для того чтобы все культурные коды работали, их нужно поместить в современные контексты. Если они останутся в документах, то не коснутся молодых людей нашей страны.

Сергей Лазарук, первый секретарь Союза кинематографистов РФ: Союз кинематографистов, конечно, активно участвовал в разработке концепции программы и составлении списка сто фильмов. Мы предложили, чтобы в программе были фильмы, которые определили или осмыслили историю, учитывая, что искусство кино самое молодое, поэтому важен диалог между учителем и школьником. Могу как эксперт сказать, что все то возможное и интересное, что было создано за эти годы, достойно школьной программы.

Владимир Грамматиков, кинорежиссер: Этот список не нужно рассматривать как историю отечественного кино, так  как тут две задачи. Одна - интеграция поколений, другая  - помощь нашим педагогам. Думаю, кино окажет помощь по предметам: литературе, истории, географии. И будет огромная помощь в экранизации, потому что школа на сегодняшний день очень в этом нуждается. Наш список - это проба, первый шаг. Дальше будут изменения, кино адаптируется в школе, потому что в первую очередь все это задачи образования, и кино важная составляющая образования и воспитания.

Юрий Грымов, кинорежиссер: Конечно, этот список из сто фильмов немного смущает. Когда я занимался интернет - образованием , то убедился, что для детей эта игровая форма самая перспективная и самая правильная форма обучения. Этот список  называю «Старые фильмы о главном». Когда-то у меня была мечта сделать уроки кино, нужно воспитывать детей на русском кино. Они его полюбят, нужно просто найти язык. Надо готовить педагогов в пединституте, чтобы они разбирались в киноискусстве. Возраст смотрения центральных телеканалов сегодня 50+. Молодежь ушла с телеканала, она пошла общаться, на таком общении сейчас должно появляться новое кино.

Дмитрий Ливанов, деятель образования и науки РФ: Помню, яркие впечатления от просмотра фильмов, помню преподавателя, который вел это кино-факультатив, благодарен ему за это. Думаю, что мне повезло, что были, педагоги-энтузиасты  и администрация школы, создающая для этого условия. Поэтому считаю кинопроект «100 фильмов» интересным и важным. Школа, образование в целом должно научиться работать с ситуацией, я думаю, что проект "100 отечественных фильмов" - важный этап на этом пути. В начале работы над списком, будет проведено экспертное обсуждение, определен эффективный путь использования в учебной и внеучебной работе школьников.                                                                                                                  Также разработаем рекомендации по использованию с коллегами из Министерства культуры РФ, специалистами в области кино из профессионального сообщества, с кинокритиками, с детскими психологами, с педагогами. Что касается учителей, выберем тех, кому будет интересно вести такой факультатив.

Будет ли детям трудно посмотреть, обсудить, понять тот или иной фильм? Да, но любое образование - преодоление, прежде всего интеллектуальных сложностей, именно в этом и смысл образования. Мне кажется, что работа по кинофакультативу будет проведена прежде всего, чтобы сделать наше образование более интересным, более глубоким и в конечном счете более результативным.

Ольга Керзина, директор киноколледжа №40 «Московская международная киношкола»: Это событие о 100 фильмах вызвало у меня противоречивые чувства. Сначала радость: наконец-то кинематограф официально пропустили в школу.  Затем недоумение: нужно ли учить понимать кино и языка экрана. Потом, опасение: кто и как будет вести занятия, чтобы не отбить у детей любовь к хорошему кино. Нужны ли нашим современным школьникам знания о кинематографе если мы живем в эпоху активного экрана. Наблюдая на экране телевизора трагические события - перестрелки, драки, катастрофы, современные люди привычно переключают  каналы. Современный подросток основные представления черпает из многочисленных экранах.

Разработка программ обучения визуальной грамотности была начата педагогами Московской международной киношколы кино колледжа №40. Кинематограф понимается как творческое производство и способ освоения современных технологий, профессиональной и организационно-управленческой деятельности.

В заключении хочется верить, что рекомендованный список фильмов, по словам выше названных авторов интервью, окажет на всех подростков, как и в ДТО "Теле-Кино" положительное влияние. И в итоге начнут изучать предмет кино-видео-творчество с первого класса, также как учатся  читать и писать.

Комментарии отсутствуют.
Напишите первый комментарий
Пожалуйста, пройдите регистрацию или войдите на сайт, чтобы оставить комментарий

Другие блоги

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ