Из опыта работы педагога-наставника
Из опыта работы педагога-наставника
Убедился, что, как бы человек успешно не окончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте, то никогда не будет хорошим педагогом; я сам учился у более старых педагогов…
В условиях динамично развивающегося современного мира от педагога требуется непрерывное самосовершенствование и демонстрация своим ученикам готовности к обучению на протяжении всей профессиональной деятельности.
Педагог должен обладать такими качествами, как адаптивность, мобильность, способность к инновациям, а также ответственностью и самостоятельностью в принятии решений, что является основополагающим для успешной профессиональной реализации в любой сфере.
Выпускники высших учебных заведений часто испытывают недостаток практических навыков, необходимых для успешного начала карьеры. Одновременно система образования остро нуждается в квалифицированных и ответственных педагогах, обладающих всеми необходимыми качествами и умениями. Найти таких специалистов среди молодых выпускников бывает затруднительно. В этой ситуации начинающие учителя нуждаются в поддержке опытного наставника. Именно поэтому наставничество сегодня заслуживает особого внимания, поскольку оно предоставляет молодому специалисту возможность получить практическую и теоретическую помощь от профессионала непосредственно на рабочем месте.
В соответствии с Положением о наставничестве, обязанности наставника включают не только ознакомление молодого педагога со школой, классом, основными требованиями к профессии, но и всестороннее изучение его деловых и личных качеств. К ним относятся отношение к коллегам и ученикам, интересы, увлечения, круг общения.
Наставник также обязан проводить обучение, контролировать и оценивать самостоятельную работу молодого специалиста, помогать ему в овладении педагогическим мастерством, практическими навыками проведения уроков и внеклассных мероприятий.
Важной задачей наставника является выявление и совместное исправление ошибок молодого педагога.
Целью наставничества в школе является обеспечение условий для успешной адаптации молодого учителя; содействие его профессиональному развитию и карьерному росту. Методическое сопровождение включает в себя не только обеспечение методическими, научными и психологическими ресурсами, помощь в организации урочной и внеурочной деятельности, но и дидактическая и диагностическая деятельность по выявлению и устранению профессиональных затруднений начинающего педагога. С помощью диагностического подхода выявляются дефициты и потребности профессиональной деятельности начинающего учителя.
Для обеспечения эффективного выполнения задач наставника и успешной профессиональной интеграции молодого педагога я разрабатываю комплекс мер, охватывающий следующие аспекты:
Формирование плана наставнической поддержки на учебный год, учитывающего специфику работы и потребности молодого специалиста.
* Разработку индивидуального образовательного маршрута, направленного на преодоление профессиональных затруднений и развитие необходимых компетенций.
* Создание карты индивидуального образовательного маршрута, визуализирующей этапы и цели обучения.
* Подготовку комплекта диагностических инструментов для выявления пробелов в знаниях и навыках молодого специалиста.
* Разработку методических рекомендаций для организации эффективной работы наставника.
* Постоянный мониторинг процесса профессиональной адаптации, с последующей разработкой рекомендаций по дальнейшему развитию.
* Анализ результатов работы наставничества и обобщение передового опыта.
При разработке плана работы я исхожу из понимания профессиональной адаптации как поэтапного процесса интегрирования молодого специалиста в профессиональную среду образовательного учреждения. Этот процесс включает в себя приспособление к требованиям и условиям работы, освоение специфики педагогической деятельности, а также установление эффективных взаимодействий с педагогическим коллективом, играющим ключевую роль в профессиональном становлении.
На начальном этапе педагогической деятельности крайне важно предоставить молодому специалисту исчерпывающую информацию о потенциальных трудностях, которые могут возникнуть в процессе работы. Это позволит ему быть подготовленным к возможным вызовам и более эффективно справляться с ними.
К числу выявленных проблем относятся трудности в межличностных отношениях с учащимися, коллегами, а также проблемы, связанные с организацией учебного процесса.
Для проведения диагностики применяются следующие методы: собеседование, тестирование и анкетирование. Анализ проводится по трем основным направлениям: планирование педагогической деятельности, организация учебного процесса и самоконтроль учителя, включающий в себя оценку эффективности работы как самого педагога, так и обучающихся (в том числе на основе наблюдения за уроками).
Одним из первых затруднений, с которым сталкивается молодой специалист, - составление рабочих программ по предметам, которые обеспечивают достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
В целях оказания поддержки начинающему педагогу осуществляется совместный детальный анализ программ по учебным дисциплинам. Предоставляются рекомендации и практическая помощь в разработке рабочей программы. Особое внимание уделяется соответствию рабочей программы установленным требованиям, определению личностных, метапредметных и предметных результатов обучения по конкретной дисциплине, а также разработке тематического планирования с указанием основных видов учебной деятельности учащихся.
Основная цель – донести до начинающего педагога важность тщательного и ответственного подхода к составлению рабочей программы. Рабочая программа выступает как индивидуальный инструмент учителя, позволяющий ему определить наиболее эффективные формы, методы и приемы организации образовательного процесса для своего класса с целью достижения результатов, соответствующих современным стандартам.
Следующий этап работы - непосредственно процесс обучения, который начинается с проектирования урока в соответствии с требованиями ФГОС.
Для решения этой задачи я провожу консультации с молодыми специалистами, знакомя их с особенностями современного урока. Особое внимание уделяется тому, что для достижения необходимого образовательного результата урок должен быть направлен на развитие личности ученика.
Я обращаю внимание начинающего педагога на то, что в контексте современного подхода к обучению учитель выступает как соавтор образовательного продукта, а ученик - активный участник образовательного процесса и деятель. Именно поэтому я делаю акцент на таких этапах урока, как:
1. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками
2. Актуализация учениками своих знаний
3. Поиск решения проблемы учениками
4. Выражение решения
5. Применение знаний учениками
Кроме того, рассматриваем современные образовательные технологии, методики и результаты их применения; формы работы с обучающимися на уроке; систему оценивания полученных результатов (затруднение вызывало оценивание письменных работ по русскому языку), а также особенности составления планов современного урока и конструирования учебного материала.
Совместно составляем план и карту индивидуального образовательного маршрута, куда входят следующие вопросы:
· изучение федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС);
· изучение вопросов организации и проведения образовательного процесса;
· работа по освоению учебного предмета;
· самостоятельная работа по теме самообразования;
· работа по совершенствованию профессиональных знаний и навыков;
· общественная работа, участие в заседаниях методического объединения учителей естественного цикла.
Одним из важных аспектов сотрудничества наставника и его подопечного является совместное разработка методических материалов. Такой подход позволяет не только продемонстрировать, как создаются эти материалы и с какой целью, но и обучить молодого специалиста создавать разнообразные по уровню сложности пособия, адаптированные к подготовке и работоспособности учащихся.
В начальный период работы наставник должен помочь молодому специалисту определить "траекторию" профессионального развития. Это может быть оформлено в виде индивидуального образовательного маршрута.
«Индивидуальный образовательный маршрут» (ИОМ) – структурированная программа действий по саморазвитию, составленная с учетом личных предпочтений и реализуемая с целью достижения ключевых компетенций.
Выявление трудностей на первом этапе является очень важным этапом для молодого педагога. Наметив все сложности, молодой специалист будет делать все, чтобы их нейтрализовать. Это также может помочь при адаптации начинающего педагога к новой деятельности.
В школу необходимо привлекать молодых педагогов, способных в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для них условиях практической деятельности. В этой связи молодому специалисту следует:
· систематически знакомиться с опытом своих коллег, посещать их занятия, прислушиваться к их советам, учиться у них методике преподавания учебного предмета, методике воздействия на учащихся с целью пробуждения у них интереса к знаниям;
· систематически изучать методическую и научную литературу, следить за педагогическими находками и поисками педагогов-новаторов, посещая библиотеки, составляя картотеку работ по изучаемой педагогической проблеме. Каждый раз следует пересматривать свои записи и заметки, тщательно анализируя тенденции развития общеобразовательной школы для внесения коррективов в сою педагогическую деятельность;
· совершенствовать свои знания и умения по преподаваемой учебной дисциплине: принимать участие в научно-практических конференциях, выступать с докладами об опыте своей работы, обсуждать в педагогическом коллективе возникшие проблемы учебно-воспитательной работы, организовывать встречи с коллегами других образовательных учреждений и обмениваться опытом работы.
Считаю, что правильно выбранные формы методического сопровождения позволяют начинающему учителю раскрыть свои творческие способности, таланты, деятельностные и организаторские возможности.
Наставничество, как механизм передачи педагогического опыта между поколениями педагогов, способствует укреплению сплочённости коллектива.
Этот процесс охватывает интересы трёх участников: обучаемого, наставника и организации-работодателя, в данном случае – молодого специалиста, опытного учителя и директора школы. В ходе наставничества, опытный педагог совершенствует свои профессиональные навыки и деловые качества, а молодой специалист приобретает новые знания, развивает умения, повышает свой профессиональный уровень и потенциал, учится строить конструктивный диалог с коллегой. Директор школы, в свою очередь, получает возможность повысить качество подготовки кадров, улучшить взаимоотношения между сотрудниками.
Вывод: правильно спланированная работа педагога-наставника помогает молодому специалисту достичь гораздо больших успехов, чем можно было бы ожидать, преодолеть трудности, связанные с адаптацией к новым условиям трудовой деятельности, остаться в профессии, стать настоящим Учителем.
Список литературы:
Величко Е. В. Психолого-педагогическое сопровождение профессионально-личностного развития студентов в период обучения в колледже // Психологические науки: теория и практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 97-100.
Дворядкина Д. А. Проблемы адаптации молодого учителя в современной школе: Материалы IV Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» 15 февраля – 31 марта 2012 года – Ростов на/Д, 2012. – 35 с.
Другие статьи
-
"Я-учитель"
-
Адаптация модельного метода обучения case-study в условиях реализации ФГОС
-
Воспитание личности подростка посредством программы «Начинающий актер»
-
Значение портфолио учителей в современном образовании: возможности, предоставляемые РосПортфолио
-
Интернет- проект "Киносказки вместе собрались"
-
Как создать оформление
-
Как создать портфолио
-
Кино в нашей жизни
-
Киноклуб, как форма массового кинообразования
-
Личное портфолио учителя: создание, наполнение и продвижение
-
Методы преподавания: как сделать уроки интересными и эффективными
-
Мобильные телефоны — замечательное изобретение человеческого ума.
-
Онлайн-программа фильмов в рамках Эха «Дней короткометражного кино»
-
Опыт работы по теме "Использование интерактивных заданий на платформе Skysmart Класс в условиях дистанционного обучения"
-
Портфолио учителей: вход в РосПортфолио
-
Правила безопасности детей c незнакомыми людьми
-
Проект-Тема: "День рождения в лесу"
-
Роль молодого учителя в системе образования
-
РосПортфолио: Как оно меняет подход к созданию портфолио учителей Пермского края
-
РосПортфолио: простой способ демонстрации своих навыков и достижений в современном мире образования
-
Способы определения у учащихся уровней развития умений учиться
-
Статья "Пусть задуманные желания исполнятся"
-
Учитель технологии и РосПортфолио: сотрудничество для профессионального роста
Напишите первый комментарий